Жаңалықтар | Күн жаңалықтары - Kyn.kz. Қазақстан және әлем жаңалықтары. Күннің басты жаңалықтары

Байланыс

Как формируются новые программы с участием педагогов и авторов

Как формируются новые программы с участием педагогов и авторов
Для меня важно, чтобы учебник не просто обучал, а формировал отношение к знанию

Интервью с Маржан Сахимзадиной, педагогом и соавтором учебников по русскому языку для 4 класса

 

— Маржан ханым, в этом году вы приняли участие в обсуждении новой образовательной программы. Почему это важно для авторов учебников?

— Впервые за много лет мы, авторы, получили возможность не просто работать по готовой программе, а обсуждать её до того, как она станет официальной. Это очень важное изменение. Потому что именно на этапе формирования программы закладывается логика подачи материала, структура тем, ритм обучения. Ранее мы адаптировались к утверждённому документу. Сейчас — участвуем в его создании.

Это стало возможным благодаря Министерству просвещения и Центру экспертизы содержания образования. Благодаря им авторы, учителя, эксперты и издатели работают в одной профессиональной экосистеме. И это, я уверена, повысит не только качество учебников, но и доверие к ним.

— Что изменилось в вашей работе после участия в обсуждении программы?

— Мы начали думать не только как авторы, но и как соавторы целого образовательного процесса. Ты уже не просто пишешь «тему», ты чувствуешь, как она встроена в систему, как на неё отреагирует ученик, как будет работать с ней учитель. Это меняет внутреннюю ответственность. И очень помогает то, что рядом — команда, в которой есть взаимопонимание, уважение и общая цель.

— В этом году вы стали соавтором нового УМК по русскому языку для 4 класса. Расскажите, как строилась работа над этим проектом.

— Работа над учебником велась в составе авторского коллектива, куда также вошли Меруерт Каирова, Динара Аринова и Алтынай Қожабаева, Гулнара Жомартова. Мы создавали не просто новую книгу — мы создавали целостную систему: учебник, рабочие тетради, методическое руководство и цифровые ресурсы.

Все компоненты УМК логически связаны и направлены на развитие ключевых речевых навыков: аудирования, чтения, письма и говорения.

Мы стремились к тому, чтобы учебник был современным, педагогически выверенным, близким по содержанию к жизни ребёнка. И, что немаловажно, — интересным для него.

— Какие условия, по вашему мнению, важны для содержательной и профессиональной работы над учебником?

— Очень многое зависит от среды, в которой ты находишься. Мне посчастливилось работать в авторской группе, которая сотрудничает с издательством Arman-PV. Там процесс выстроен уважительно, последовательно, с чёткой методологической поддержкой. Это очень важно: когда ты чувствуешь, что твой труд слышат, что есть пространство для обсуждений и профессиональных решений.

Мы работаем с редакторами, методистами, которые вникают в каждую деталь — от формулировки задания до визуальной подачи. Именно в таких условиях рождаются учебники, в которых чувствуется целостность, логика, внимание к ребёнку и учителю.

— Что вы можете сказать о реакции учителей и родителей на новые учебники?

— Мы получили много обратной связи. Особенно приятно было услышать от одной учительницы из сельской школы: «Ваш учебник помогает детям не бояться языка». Это, пожалуй, одна из самых важных фраз, которую я запомнила.

Русский язык в казахстанской школе — предмет со своими вызовами. И когда учителя говорят, что стало легче объяснять, что структура ясна, что детям стало интересно — это лучшая оценка. Родители тоже отзываются — им важна доступность, современность, логика подачи. Мы старались быть с ребёнком «на одном языке», и это, по ощущениям, получилось.

— Какую задачу вы ставите перед собой как автор?

— Для меня важно, чтобы учебник не просто обучал, а формировал отношение к знанию. Чтобы ребёнок чувствовал себя не объектом, а участником — чтобы он хотел читать, рассуждать, задавать вопросы. И чтобы учитель чувствовал: «с этим материалом можно работать».

Для меня это вопрос доверия и долга. Когда ты знаешь, что твой текст попадёт в руки детям, — это дисциплинирует, это требует ясности, искренности, осознанности. Мы создаём учебники для будущего — и это ощущение не покидает на протяжении всей работы.

Томирис Тоныкөк
Автор

Томирис Тоныкөк

Kyn.kz тілшісі

Ұқсас жаңалықтар